Два вопроса, без ответов на которые не стоит заказывать сайт

Многие убеждены в том, что для создания сайта в первую очередь необходимо заказать сайт, и тогда разработчик все разработает, и мечта о продающем или авторитетном сайте с лояльной аудиторией воплотится сама собой. Увы, все это лишь иллюзия, которая гарантированно испарится при столкновении с действительностью.

Дело здесь в том, что самое узкое место на пути к  реализации этой, в общем-то, хорошей и правильной мечте находится не в области разработки собственно сайта. Даже средний программист и дизайнер с той или иной степенью качества, так или иначе способен реализовать практически все, что вы можете пожелать и вообще вообразить. Но, как правило, ни программист, ни дизайнер не скажут вам, что вам действительно нужно желать.

Как показывает практика, "горлышко" формируется рядом "проклятых" вопросов сайтостроения, все они лежат за пределами разработки уникального дизайна и кастомного программного обеспечения. Вот они в порядке приоритета:

  1. А зачем вам сайт?
    Как ни странно, при ближайшем рассмотрении этот простой вопрос ставит в тупик большинство потенциальных заказчиков. Как правило, ответы на него варьируются в диапазоне от "чтобы было" до "не ваше дело". Попытка получить более развернутый ответ ни к чему не приводит.
    Между тем, вопрос этот совсем не шуточный. Потому что в случаях с коммерческими сайтами правильный ответ должен быть примерно и в общем следующим: "Для увеличения продаж и для оптимизации наших деловых процессов". Теперь можно перейти к следующему более конкретному вопросу.
  2. А контент у вас уже есть?
    В результате лишь создания сайта продажи не вырастут и процессы не оптимизируются. Нужен контент, который и будет способствовать решению задачи, поставленной в первом пункте. И самое главное, его качество не должно быть ниже определенного критического уровня, за которым он превращается лишь в "рыбу", а то и просто в мусор. То есть еще до начала разработки сайта вам необходим минимальный набор годных к "боевому применению" фотографий, описаний и схем для клиентов. Инструкций для сотрудников и опять же, при необходимости, для клиентов.
    Из этого второго вопроса следуют еще два:
    2.1. Где критерии качества контента?
    Они в вашем конкретном деле и в вопросах ваших клиентов. В идеале после ознакомления с контентом на сайте у клиента не должно остаться никаких вопросов к вам. В идеале он должен лишь нажать на кнопку "хочу", после чего ему останется лишь оплатить/получить ваш товар или услугу. Разумеется, качество, количество, взаимосвязи и расположение контента должны быть такими, чтобы клиент его осилил, а не ушел к вашим более толковым конкурентам. И разумеется ваши сотрудники должны хорошо знать, что им делать в случае если клиент захотел или в случае если он засомневался и все-таки позвонил. Знать, а не воображать или что-то соображать на лету, в этом, как вы уже догадались, сотрудникам помогут упомянутые инструкции для персонала.
    2.2. Кто подготовит минимальный первый набор контента для сайта?
    Профессиональные фотограф, копирайтер и редактор, знакомый с правилами инфостиля и владеющий им. Скорее всего в вашем штатном расписании такие должности не предусмотрены, но это не значит, что этих специалистов нельзя найти на аутсорте. Задача не из легких и стоимость вопроса может превысить стоимость разработки сайта, что, впрочем, вполне нормально и естественно, но решить ее необходимо заранее. Потому что только профессиональный редактор в состоянии собрать воедино "невнятное мычание" ваших менеджеров и специалистов и усилия копирайтера и фотографа и превратить все это в контент. А затем поставить задачу дизайнеру и разработчику сайта, а затем оценить и при необходимости скорректировать их решения.

Этот последний из "проклятых" вопросов сайтостроения, пожалуй, самый "проклятый" потому что решить его совершенно необходимо. Иначе вся затея с созданием сайта превратится для вас лишь в пустую трату денег, времени и сил.

И самое последнее. Я не рекламирую здесь свои редакторские услуги, я просто предлагаю вам заполнить этот коротенький чек-лист перед заказом сайта. Причем не только у меня, а вообще везде и в любом случае. На время пока чек лист будет заполняться можно зарегистрировать подходящий домен и подвесить под ним временную страничку с кратким описанием ваших товаров и услуг и контактами. Это обойдется недорого и главное - это действительно будет полезно.